10 сикхских гуру
Сикхизм – самая молодая религия. Основатель сикхизма - Гуру Нанак. По ряду признаков сикхизм можно отнести к бхакти-йоге. [Бхакти – любовное преданное служение Богу. Бхакти йога – это путь преданности, обязательства и полной отдачи себя любви к Божественному как к своему Возлюбленному.]
Родиной сикхизма является Панджаб (перс. «Пандж аб» – «пять рек», пять притоков Инда: Джелал, Чинаб, Рави, Биас, Сатледж). Учение сикхизма начало формироваться на рубеже XV – XVI в. н.э.
Ко времени возникновения сикхизма на большой территории Индии укоренилось мусульманство суннитского толка. Основанный (в 1206 году) завоевателями Делийский султанат в Северной Индии, прекратил свое существование в 1526 году, когда Дели был захвачен Бабуром, основавшим империю Великих Моголов (1526 – 1707). С политической точки зрения – это было время кровавых завоеваний, зависимости и угнетения в дальнейшем. Причем воротами для «завоевателей – мусульман» служил именно Панджаб, единственное место, дающее беспрепятственный доступ в Индию.
Вторжения мусульман сопровождались массовыми убийствами мужчин, женщин и детей. Сайяд Мухаммад Латиф, описывая историю Панджаба, сообщает: «В то время царила великая ненависть и подозрительность между индусами и мусульманами. Все неисламское население подвергалось преследованиям со стороны правителей – мусульман. Но и индусские правители вполне соответствовали темной эпохе. Они были заняты накоплением богатств грязными способами. Любовь продается за деньги, мужчина и женщина соединяются для наслаждения и расстаются когда хотят. Судьи берут взятки и выносят несправедливые решения». Так рисуют тот смутный период времени сикхские ученые.
В традиции сикхизма было 10 гуру. Каждый из Гуру являет собой добродетель:
1. ГУРУ НАНАК (1469-1539) Скромность
2. ГУРУ АНГАД (1504-1552) Послушание
3. ГУРУ АМАР ДАС (1479-1574) Равенство
4. ГУРУ РАМ ДАС (1534-1581) Служение
5. ГУРУ АРДЖАН (1563-1606) Самопожертвование
6. ГУРУ ХАРГОБИНД (1595-1644) Справедливость
7. ГУРУ ХАР РАИ (1630-1661) Милосердие
8. ГУРУ ХАР КРИШН (1656-1664) Чистота
9. ГУРУ ТЕГ БАХАДУР (1621-1675) Спокойствие
10. ГУРУ ГОБИНД СИНГХ (1666-1708) Королевская храбрость
11. СИРИ ГУРУ ГРАНТХ САХИБ является Гуру с 1708 года и навсегда. Символизирует мастерство, эффективность, гибкость
Основатель сикхизма, первый сикхский гуру, - Гуру Нанак Дэв (1469 – 1539). Родился в селении, ныне известном как Нанкана Сахиб, расположенном в провинции Панджаб (западный Пакистан) в пятидесяти милях к северо-западу от Лахора. Отец был правительственным чиновником, занимавшимся сбором поземельного налога, принадлежал индуистской торговой касте «кхатрии». Мать Гуру звали Мата Трипта. У него была старшая сестра по имени Биби Нанки. Еще в раннем детстве она увидела, что её брат хранит в себе божественный Свет. Она считается первой ученицей Гуру Нанака. У Гуру Нанака было два сына. Старшего сына звали Баба Шри Чанд Джи, младшего – Баба Лакшми Дас Джи.
Рожденный в индусской семье, Гуру Нанак отказался от понятия разделения людей по религиозному принципу. Он утверждал, что Божественное пребывает внутри каждого человека, поэтому нет различия между людьми по принципу касты, вероучению (символу веры), полу или национальности. Простая, но глубокая философия Гуру Нанака основана на распознании фундаментальной Божественности всех людей. Нанак учил: «Нет ни индуса, ни мусульманина». Он тем самым утверждал одного единственного бога общего для всех и отвергал внешние обряды, ритуалы, изображения богов и богинь, столь различные у разных народов и потому разделяющие их и отчуждающие друг от друга. Гуру Нанак, встретившись с йогами, услышал от них вопрос: «Учитель нам не удается заставить огонь желания погаснуть даже с помощью бесконечного подчинения тела дисциплине. Умоляем тебя, укажи способ погасить его». Гуру ответил, что отказ от семейной жизни в лесах вдали от мира не могут принести спасение. Внутреннее изменение, необходимое для обретения покоя и вечного блаженства, может быть достигнуто где угодно путем концентрации на имени бога.
Гуру Нанак достиг своего состояния просвещения, или реализации (осознанности) примерно в возрасте 30 лет. После исчезновения в реке и медитации в воде втечение трех дней, Гуру Нанак появился с обладанием мощного видения природы реальности, Божественности и человеческого существования. Гуру Нанак записал то видение в песне – известной как Джап Джи Сахиб – Песне Души. Благодаря появлению Джап Джи человечество располагает редким представлением того, что прожил собственным опытом мастер в момент своего просвещения, описанного его собственными словами. Джап Джи Сахиб стал основой этой новой духовной традиции.
После своего просвещения Гуру Нанак в течение четырнадцати лет странствовал, покрыв в общей сложности расстояние от Ассамских гор на востоке Индии до границ Ирана и Ирака на западе; от Тибета на севере до Цейлона на юге. Он объединил людей всех традиций и пел Божественные песни, восхваляя Создателя, Творение и путешествие духа через время и пространство. За время своего путешествия он посетил много знаменитых индуистских храмов и учебных центров сиддхи – так называемых падхов, а так же множество религиозных центров мусульман, включая Мекку, проповедуя о братстве всего человечества и Отеческой любви Бога. Он не предлагал никому стать его последователем для того, чтобы попасть на небеса. Он просто учил, что всякий человек, любой религии и национальности, медитируя на Бога, Единого и не имеющего форм, получит освобождение. После путешествий Гуру Нанак стал жить в одном месте, ведя жизнь домохозяина, продолжая обучать пришедших научиться у него.
Гуру Ангад (1504-1552) - второй гуру в сикхской Дхарме. Он родился в Сараи Мата, в Индии. Его отца звали Пхэру Малл Джи, мать – Дая Каур Джи. Он женился на Мата Кхиви. У них родились два сына, Дассу Джи и Датту Джи, и две дочери, Биби Амро Джи и Баба Анокхи Джи.
Гуру Ангад продолжал делиться учениями Гуру Нанака. Он также вошел в состояние мистического видения и написал песни из своего собственного опыта. Для того, чтобы помочь сообществу разучить эти песни, Гуру Ангад создал письменность гурмукхи. «Гурмукхи» означает «изо рта Гуру». С очень легкими и понятными правилами произношения, письменность гурмукхи позволяла людям произносить песни Гуру Нанака, Гуру Ангада и песни мистиков других земель и языков, собранные Гуру Нанаком. Можно сказать, что письменность гурмукхи явилась первым записывающим магнитофоном – так как в гурмукхи алфавит разработан для воссоздания звука – независимо от конкретного языка, которым была написана песня.
С наставлениями Гуру Ангада, его жена Мата Кхиви далее разработала лангар – или общинное принятие пищи. В Индии люди разных каст или социального положения не принимали пищу вместе. Гуру Нанак начал традицию объединения людей всех каст и совместного принятия пищи – как способа объединить сообщество людей и сломить ошибочные разделения на социальные классы. Мата Кхиви во время правления второго Гуру способствовала развитию видения такой традиции совместного принятия пищи в институт.
Гуру Амар Дас (1479-1574) - третий гуру в сикхской Дхарме. Он родился в Басарке, в Индии. Его отца звали Тедж Бхан Джи, мать Мата Лакшми Джи. Его женой была Мата Манса Дэви Джи. У них было два сына и две дочери, сыновей звали Мохан Джи и Мохри Джи, дочерей – Биби Дани Джи и Биби Бхани Джи.
К тому времени, когда Гуру Амар Дас стал Гуру, он был весьма пожилым человеком. Гуру Амар Дас продолжал распространять учения Гуру. Он также прожил мистический опыт и делился этим опытом через песни. Гуру Амар Дас сочинил Ананд Сахиб, Песню Блаженства, являющуюся одной из пяти ежедневных молитв для принявших Амрит. Он также написал многие другие произведения.
Гуру Амар Дас основал лангар, или общинные принятия пищи, в многочисленных местах. Он также обучал служащих поддерживать и распространять учения сикхских мастеров. Втечение своей жизни, Гуру Амар Дас специально обучил и отправил с миссией 52 женщин-служащих и 22 мужчин-служащих в поездки в конкретные регионы для служения там. Гуру Амар Дас обучал смирению, служению, преданности, равенству, честности и уважению женщин.
Гуру Рам Дас (1534-1581) - четвертый сикхский гуру. Он родился в Лахоре, в Пакистане. Его отца звали Хардас Джи Содхи, мать – Мата Дая Каур Джи. Он женился на дочери Гуру Амар Даса, Биби Бхани Джи.
Как предшествующие сикхские мастера, Гуру Рам Дас пережил мистический опыт и написал песни, объясняющие природу Божественного и человеческого опыта. К его сочинениям относится Лаваан – сикхская церемония бракосочетания – сочиненная для его собственной свадьбы с Биби Бхани. Он написал четыре песни, известные как Песни Помолвки, и другие произведения.
Гуру Рам Дас основал Амритсар и начал процесс строения Хармандир Сахиб, Золотого Храма, являющегося центральным духовным храмом для сикхов, проживающих по всему миру. Он осуществил выемку грунта для озера, окружающего Храм. Вода там легендарная по причине своей исцеляющей силы. Гуру Рам Дас создал Хармандир Сахиб так, что в Храме четыре двери – на каждой стороне здания – означающие открытость для людей каждой касты, происхождения, языка и религии.
Гуру Рам Дас также вдохновил людей начинать малые предприятия. Он помог основать Амритсар в качестве религиозного центра для сикхов.
Гуру Арджан (1563-1606) - пятый сикхский гуру. Он был самым младшим сыном Гуру рам Даса. Он родился в Гоиндвале, в Индии. Последнее свое дыхание Гуру Амар Дас испустил в Лахоре, в Пакистане, где основана гурудвара Дехра Сахиб. Его мать Мата Бхани Джи. Его жена Мата Ганга Джи, у них был только один сын, Харгобинд, ставший Гуру Харгобинд Сахиб.
Гуру Арджан завершил работу своего отца, закончив строительство Хармандир Сахиб. Гуру Арджан также принял громадное задание создание Ади Грантха, ставшего предшественником Сири Гуру Грантх Сахиб. Понимая, что Шабд Гуру является базой сикхской практики, Гуру Арджан создал собрание духовных песен, включающих песни предыдущих сикхских Гуру, песни индийских и суфийских мистиков и его собственные духовные сочинения. Как мастер, Гуру Арджан мог слышать явлена ли песня из неизвлеченного звукового потока Шабда – и те песни, которые точно появились из Вселенских Учений, были включены в работу. Гуру Арджан видел Ади Грантх в качестве сохраняющего вечную, вселенскую мудрость Шабд Гуру. Во время работы над Ади Грантом, Гуру Арджан укладывал Ади Грантх на свою кровать, а сам спал рядом, на полу, - как слуга. Ади Грантх приводит пример учений сикхских Гуру Словом, собой, являющимся Учителем – не человеком.
В этот период времени общество, окружающее Гуру Арджана разрасталось и стало очень процветающим. Серией политических интриг превосходство Гуру Арджана и его людей было поставлено под вопрос могольским императором Джахангиром. Ради защиты независимости сообщества Гуру Арджан позволил себе находиться под пытками втечение пяти дней и пяти ночей. Он был прикован к горячей металлической пластине в то время, как захватившие его в плен лили горящий песок на его тело. Гуру Арджан улыбался все время, так как за всем этим он видел руку Божественного. Он видел Одного Создателя разыгрывающим каждую составляющую часть пыток и распознал свой Союз с Создателем. После пяти дней и ночей Гуру Арджану разрешили искупаться в реке, находящейся по близости. Гуру Арджан нырнул в воду и растворился в Свете. Его физического тела больше никто не видел.
Гуру Харгобинд (1595-1644) - шестой сикхский гуру. Он родился в Вадали, в Индии, и испустил последнее дыхание в Киратпуре, в Индии. Его отец был Гуру Арджаном, мать- Мата Ганга Джи. Его женами были Мата Дамодри Джи, Мата Нанаки Джи и Мата Махан Дэви Джи. У него было пять сыновей и дочь.
После смерти Гуру Арджана сикхское сообщество прошло через глубокое изменение. Втечение 100 лет, в сикхском сообществе развилась традиция глубокой медитации, основанная на покое и терпимости. После жертвования собой его отцом, однако, Гуру Харгобинд распознал необходимость для сообщества быть способным защитить себя. Так началась боевая практика сикхов. Гуру Харгобинд стал сильным воином и обучал сикхов сражаться.
Военная традиция сикхов, однако, оставалась укорененной на принципе мира и терпимости как учили первые сикхские Гуру. Сикхский воин мог только защищать – никогда не атаковать. В следующих столетиях, в гуще непрерывных религиозных гонений, сикхи были вынуждены защищать права всех людей, чтобы практиковать свое вероисповедание свободно. Сикхские воины никогда не начинали битву. Они никогда не брали собственности других. Они никогда не использовали силу как средство для порабощения людей. Сикхские воины использовали свою силу для защиты себя от несправедливых атак и для защиты неспособных защитить себя самим.
Гуру Харгобинд создал боевое искусство сикхов, называемое гатка. Он также построил Акал Такхат, или Трон Неумирающего, рядом с Хармандир Сахиб. Трон явился утверждением того, что сикхское сообщество было независимым в своей духовной идентичности и самоуправляемым в своей социальной/политической идентичности. Этот принцип стал известен как Мири Пири. Это было прямым утверждением в ответ правящему тогда императору, сикхи даже не рассматривали возможность кого-либо быть более высоким авторитетом для своих жизней, чем Бог и Гуру.
Втечение своей жизни Гуру Харгобинд сражался в многочисленных битвах, чтобы защитить фундаментальные человеческие права людей, живущих в то время.
Гуру Хар Раи (1630-1661) - седьмой сикхский гуру. Он был внуком Гуру Харгобинда. Гуру Хаар Раи известен как Гуру с «нежным сердцем». Он родился в Картапуре, в Индии. Его отец был Гурудитта Джи (сын Гуру Харгобинда Джи), мать – Мата Нихал Каур Джи. Его жена Мата Кишан Каур Джи, также известная как Мата Сулакхани Джи.
После битв и войн времен Гуру Харгобинда, седьмой Гуру объявил время исцеления и покоя. Когда он был ребенком, прогуливаясь со своим дедом, Хар Раи погладил куст с розами, так что все лепестки одной розы опали. Хар Раи расплакался о том, как он поступил. Гуру Харгобинд дал наставления мальчику о том, что он никогда не должен сражаться в битве. Когда Гуру Харгобинд передал мантию миссии Гуру Гуру Хар Раи, то сказал тому никогда не сражаться, но всегда брать с собой охрану в 2500 человек везде, где тот путешествует так, что Гуру Хар Раи всегда может быть защищен.
Гуру Хар Раи был удивительным травником и целителем. Он был известен за использование природной медицины, Гуру Хар Раи содержал сад, из растений которого создавал свои лекарственные средства. Он также был успешен в охоте, но никогда не убивал животных. Вместо этого, он мог поймать животных и затем привезти их в зоопарк для веселья сообщества.
Гуру Хар Кришн (1656-1664) - восьмой сикхский гуру. Он стал Гуру в возрасте пяти лет и испустил последнее дыхание в возрасте 8 лет в Нью-Дели, в Индии, там основана гурудвара Бангала Сахиб. Он родился в Киратпуре, в Индии. Его отец был Гуру Хар Раи, мать – Мата Кишн Каур.
Когда миссия Гуру была передана пятилетнему ребенку, в сообществе были некоторые, не верящие в способность маленького мальчика вести их вперед в качестве лидера. Один из тех людей, Лал Чанд, бросил вызов Гуру Хар Кришну обсудить значение писания. В ответ на это, Гуру Хар Кришн попросил Лал Чанда отправиться и найти кого-то, кто будет говорить от имени Гуру. Лал Чанд искал по всему городу и привел глухого, немого и неграмотного водовоза Чхаджу Рама, чтобы тот говорил от имени Гуру. Гуру Хар Кришн коснулся головы носильщика воды своим башмаком. Вдруг Чхаджу Рам стал пробужденным – и провел простое, но глубокое обсуждение значения писания. Лал Чанд молил о прощении Гуру Хар Кришна, и сообщество полностью приняло способность ребенка вести сообщество в качестве лидера.
В Дели случилась эпидемия оспы. Гуру Хар Кришн отправился в то место, где случилась напасть, и по его благословению появился источник подземных вод, способный излечить людей от заболевания. Он принял вызов страдания и заболевания в той территории и заразился оспой сам – отдавая свою жизнь для помощи спасения жизней других.
Гуру Тег Бахадур (1621-1675) - девятый сикхский гуру. Он родился в Амритсаре, в Индии, и испустил последнее дыхание в Дели, в Индии. Он был самым младшим сыном Гуру Харгобинда. Его мать была Мата Нанки Джи. Его жена – Мата Гуджри Джи. Он был внуком Гуру Арджана, и его сыном был Гобинд Раи, ставший позже Гуру Гобинд Сингхом.
Еще со времени своей юности, Гуру Тег Бахадур обладал глубокой медитативной натурой. До становления Гуру он провел много лет в медитации. Его жена принимала участие вместе с ним в его строгих медитативных практиках. Как первые пять Гуру, Гуру Тег Бахадур прожил мистический опыт Шабда и делился своим опытом через песню. Как Гуру Нанак он путешествовал далеко и широко – основывая новые сообщества и воспитывая существующие сообщества, которые еще не посещали какие-либо сикхские Гуру со времен Гуру Нанака.
Конец его жизни был громадным заветом сикхской преданности межконфессиональной терпимости и праву каждого человека свободно следовать его или ее собственному религиозному пути. Могольский император Аурангзеб начал ужасную компанию обращения в свою веру – когда индусских лидеров просили принять ислам или испытать нечеловеческие пытки и смерть. Зная, что это означает его собственную смерть, Гуру Тег Бахадур согласился. Он сделал предложение императору – если император может обратить его в свою веру, то все индусские лидеры примут ислам. Но если император не сможет обратить его в свою веру, то индусов оставят в покое.
Гуру Тег Бахадур, вместе с тремя сикхами: Бхаи Матти Дасом, Бхаи Сати Дасом и Бхаи Даялом, добровольно позволили запереть себя в тюрьме Ауренгзеба и быть приговоренными к по-настоящему ужасающим пыткам. Трое сикхов умерли. Однако, пытка Гуру Тег Бахадура продолжалась. Император просил Гуру о каком-то знаке, проявляющем святость Гуру Тег Бахадура, о каком-то чуде. Но Гуру Тег Бахадур отказался показать какое-то чудо и отказался обратиться в другую веру. Вместо этого, он спрашивал своих мучителей: «Зачем вы тратите наше время таким способом? Мы могли бы медитировать и молиться вместе, вместо этого.» Наконец, император осознал невозможность обращения своего заключенного в свою веру. Вместо освобождения Гуру Тег Бахадура, император приказал отсечь голову Гуру.
До согласия отправиться в тюрьму Гуру Тег Бахадур написал записку императору, которую должны были доставить императору после смерти Гуру. Когда записка была доставлена, император прочитал простой текст Гуру Тег Бахадура: «Это и есть величайшее чудо. Я отдал свою голову, но не мою веру.»
Гуру Гобинд Раи (1666-1708), ставший позже Гуру Гобинд Сингхом,- десятый сикхский гуру. Он прожил 42 года. Он родился в Патне, в Индии, и испустил последнее дыхание в Нандеде, в Индии, где находится гурудвара Хазур Сахиб. Его отец был Гуру Тег Бахадур, мать – Мата Гуджри. Его женами были Мата Джито, Мата Сундари и Мата Сахиб Каур. Он имел четырех сыновей: Аджит Сингха, Джуджхар Сингха, Зоравар Сингха и Фатех Сингха.
Молодому Гобинд Раи, сыну Гуру Тег Бахадура, было всего 9 лет, когда его отца был заключили в тюрьму, истязали и умертвили. Такой опыт повлиял на него очень глубоко. В последующие годы сикхов призывали снова и снова сражаться против сил Ауренгзеба и защищать людей от религиозного фанатизма и преследования. Для создания сообщества людей, готовых отдать свои жизни ради защиты достоинства и божественности всего человечества, Гуру Гобинд Раи, посредством руководства Создателя, дал сикхам Амрит. Гуру Гобинд Раи принял Амрит из рук своих собственных сикхов и стал перерожденным как Гуру Гобинд Сингх. Появился порядок Кхалса – группы мужчин и женщин, преданных образу жизни в равенстве и покое, но готовых сражаться и отдать свои жизни ради защиты себя и других от несправедливости и тирании.
В последующих битвах два старших сына Гуру Гобинд Сингха умерли в сражении. Два младших сына были схвачены губернатором, находившимся в союзе с Аурангзебом. Младшие сыновья были замуровали заживо в стену и умерли. Все же, несмотря на потерю детей, Гуру Гобинд Сингх остался верным Воле Божественного. Он сказал, что его дети пришли к нему от Создателя. И что он понимал, что пришло время отправить их обратно домой. Когда несколько из его сикхов попытались собрать тела двух его старших сыновей с поля боя, Гуру Гобинд Сингх спросил сикхов зачем они собираются забрать тела. Сикхи ответили, что они собирались устроить его сыновьям надлежащие похороны. Гуру Гобинд Сингх сказал им, что в таком случае им необходимо остановиться и собрать все тела – так как все мальчики и мужчины, лежащие мертвыми на поле сражения, были в равной степени его сыновьями.
Втечение жизни Гуру Гобинд Сингха Ади Грантх, составленный его прапрадедушкой Гуру Арджаном, был потерян. Гуру Гобинд Сингх разбил лагерь и продиктовал весь Ади Грантх наизусть. Он также включил в Ади Грантх песни своего отца, Гуру Тег Бахадура. Результатом стало создание Сири Гуру Грантх Сахиб.
В конце своей жизни, в 1708 году, Гуру Гобинд Сингх передал мантию миссии Гуру Сири Гуру Грантх Сахиб. Так завершилось время физических мастеров сикхов. И началось правление Шабад Гуру, самого, в качестве Духовного Света и Руководителя сикхского сообщества.
С времен Гуру Нанака до времени Гуру Гобинд Сингха, каждый сикхский мастер учил тому, что духовный прогресс каждого находится внутри человека. Учитель может показать нам путь. Но решать каждому человеку самостоятельно идти ли тем путем. Духовные (тайные, сокровенные) песни Шабд Гуру, воплощенные в Сири Гуру Грантх Сахиб, являются ключом к пробуждению самого себя. Когда человек, своими губами, языком и дыханием поет песни Просвещенных мастеров, тогда начинается химическая реакция в мозге. Пение перестраивает паттерны нейронной сети так, что в действительности, через время, студент может воспринимать напрямую то, о чем рассказывали мастера. Тогда существует союз между сикхом и Гуру.
«Когда дети спят ночью со звучащей колыбельной Гуру Рам Дас, они становятся бодрыми и энергичными. Музыкальная красота в Сири Гуру Грантх Сахиб дает нам превосходство и мудрость, обширную как бесконечность.» (Из книги»Сири Гуру Грантх Сахиб Даршан», написанной доктором наук Бибиджи Индерджит Каур Кхалса, стр. 13)
В своей земной форме Сири Гуру Грантх Сахиб является 1430 страницами песен духовного учения. Авторов песен в Сири Гуру Грантх Сахиб всего 36. Наряду с 6 сикхскими Гуру собраны сочинения 30 святых разных религий, мест и времен. Песни расписаны в 31 различном музыкальном размере, называемых Раагами. Раги являются весьма конкретными музыкальными размерами. Разные раги поются в разное время дня или в разные сезоны. Духовная технология пробуждения себя к своей Внутренней Божественности в сикхской Дхарме проявляется в произнесении и пении песен из Сири Гуру Грантх Сахиб. Особенно мощным является распевание песен в тех рагах, в которых записаны песни. Пение или воспевание песен, в рагах или не в рагах, воздействует глубоко исцеляющее на тело, коммуникацию и ум.
В завершении своего земного пути Сири Сингх Сахиб Бхаи Сахиб Харбхаджан Сингх Кхалса Йоги Джи объяснил мощь раг так. «Мощь и проекция неизвлеченного звука в Шабдах Сири Гуру Грантх Сахиб, заключена в рагах. Эти раги - метод гармоник, являющихся игрой жизненной силы. Благословения Сири Гуру Грантх Сахиб одинаково питают деревья, людей, пчел и птиц, демонов и ангелов.
«Однажды пчелы сели на веточку, чтобы создать мед. Где-то рядом постоянно звучала аудиозапись Гурбани (священные гимны, написанные гуру). Тот улей дал в три раза больше меда, чем остальные улии.»