Сикхизм: дитя двух родителей

Услышав слово «сикхи», вы можете подумать, что речь пойдёт о персонажах из вымышленной вселенной «Звёздных войн». Но нет, мы поговорим именно о сикхах — людях в белых одеждах, последователях дхармической религии и об идеалах их веры.

Религиозные войны — одна из самых живучих и опасных форм агрессии в нашей жизни. Любая религиозная система требует границ — реальных или условных, — а там, где есть границы, рано или поздно возникают столкновения. Это парадоксальное явление может длиться веками.
Конфликт в Индостане, как один из самых долгих, начался в начале VII века н. э. и не утихает по сей день. Это ревностная война между исламом и индуизмом. В противовес двум сторонам конфликта обязательно появляется сила, которая старается уравновесить обе крайности. И вот спустя восемь столетий на свет рождается сикхизм — дитя двух родителей, связующая нить противоборствующих религий.
 
Согласно идеалам сикхизма, в каждом человеке присутствует Свет. Поэтому двери храма сикхов, именуемого гурдвара («Дом гуру»), открыты для всех. Здесь нет предубеждения или социальных ущемлений. Каждый человек, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания или взглядов на жизнь, имеет право войти в храм гурдвара и присоединиться к богослужению. Сикхское учение построено на эталонных моральных нормах, законах Бога и истины, описанных в священной книге Сири Гуру Грантх Сахиб. Хармандир Сахиб (Дарбарасахиб или Золотой Храм) — центральная гурдвара (храм) сикхской религии находится в городе Амритсар (Пенджаб, Индия).
 
1 сентября 1604 года священное писание сикхов - Сири Гуру Грантх Сахиб - было впервые водворено в Харимандир Сахибе в Амритсаре. Священная книга включает гимны, написанные сикхскими Гуру, святыми и мудрецами разных религий. Это писание содержит важное послание для всего человечества.

Сикхи верят в то, что Гуру Грантх Сахиб даёт несравненное руководство и совет для всей человеческой расы. Это факел, освещающий путь человечеству через Кали Югу (эпохи тьмы) к жизни в мире, спокойствии и духовном просветлении. Слова Гуру Грантха обращены ко всем народам Мира. Гуру Грантх превосходит сословия и касты. Он принадлежит не только сикхам. Наряду с учением шести сикхских Гуру это писание провозглашает слова одиннадцати индуистских и семи мусульманских поэтов-бхагатов, а также многих поэтов-бардов. Ни одна другая религия не включает в свои священные книги высказывания представителей других почитаемых религий.

В Сири Гуру Грантх Сахибе говорится о жизни в Истине, уважении к другим, смирении, спокойствии, мире, благословениях, высших нравственных стандартах, равенстве, совместном мирном существовании и т.д. Эти качества приведут человечество к высшему уровню жизни, когда каждый будет одновременно ощущать и гордость, и смирение быть частью чистого общества.

Того, кто следует учению Сири Гуру Грантх Сахиба и принимает его как своё Духовное Руководство, называют сикхом. Также последователь учения Сири Гуру Грантх Сахиба называется Гурмукхом, что дословно означает «следующий за Гуру».

Далай Лама говорил: «Мы кланяемся этому великому Грантху, составленному 400 лет назад. С тех пор это писание распространяет послание любви и мира для всего человечества. XXI век свидетельствует о революции в технологии, и человек совершенствует свои умения, однако в отношениях между народами отмечается явная деградация. Цель всех религий – сотворить добропорядочного человека».

Гуру Грантх Сахиб провозглашает послание равенства всех существ. В нём строго запрещается любая дискриминация. Основной сикхский принцип заключается в том, что Бог – наш всеобщий Отец, а значит, отсюда проистекает братство всех людей. Никто не считается выше или ниже. Гуру пошли дальше простого заявления о равенстве. Они провозгласили труд, направленный на социальное служение (севу), важнейшим двигателем духовного продвижения. «Осуждены те руки и стопы, которые не выполняют севу; все действия, кроме севы, бесполезны». Сикху запрещено просить милостыню. Ему предписывается зарабатывать себе на жизнь честным трудом своими руками и делиться заработанным с другими.

Сикхизм также подчёркивает и такую философскую идею, как монизм. Монизм – это вера в то, что восприятие всех наших чувств – это лишь Майя, иллюзия. ТОЛЬКО Бог есть единственная «Непреходящая Реальность». Все формы, подверженные Времени, уйдут. Лишь Реальность Бога будет длиться вечно. Согласно этой философии, различия, создаваемые ограниченным человеческим мышлением, приводят к себялюбию, эгоизму, ненависти. Поскольку не существует ничего, кроме Бога, человек Бога видит во всех существах реальность Бога.

Сикхская история начинается во второй половине XV века с рождением основателя сикхского вероучения Гуру Нанака в 1469 году в провинции Пенджаб (Западный Пакистан). Он учил, что все люди равны (и индусы, и мусульмане), потому что все они — дети Божьи (сикхи так и называли друг друга: бхаи — «братья»). Он говорил: «Бог пребывает всюду, а понятие храма как неизбежности должно изжить себя».
 
Эволюция учения сикхов шла вплотную с историческими событиями, причём так тесно, как этот процесс не проходил ни в одной религиозной группе в Индии. Нежелание сикхов выбрать «нужную» сторону в мусульмано-индуистском конфликте привело к гонениям и преследованиям с обеих сторон. У гуру Нанака было десять преемников, последнего из которых показательно казнили в 1708 году. К этому моменту сикхи не имели никакой территории — шла лишь тотальная борьба за выживание. Эта борьба явилась искрой — она породила пламенное желание свободы, уверенность в своих силах и создание собственного сикхского государства в Пенджабе. Однако независимость длилась недолго — в 1849 году государство утратило её по причине английского вмешательства.
 
Всех сикхов полагается делить на амиритдхари (посвящённых) и сахаджхари (непосвящённых). И те и другие являются последователями сикхизма, однако первые прошли обряд посвящения и основали особый воинский клан, называемый «хальса», а вторые — нет. Посвящение позволяет сикхам-амиритдхари иметь пять отличительных признаков — так называемые пять «К». К ним относятся:
1) кеш — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму;
2) кангха — гребень, поддерживающий волосы;
3) кара — стальной браслет;
4) качх — короткие штаны особого покроя;
5) кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой.
Мужчины хальсы — воины, как по духу, так и по умениям. Это часть их культуры, а потому воинский дух течёт у них в крови и передаётся из поколения в поколение.
 
Несмотря на то что сикхи составляли всего 1,8% населения Индии, их имена звучали во всех сферах жизни: в армии, сельском хозяйстве, спорте, промышленности, образовании, медицине, машиностроении и многих других. Сегодня сикхизм насчитывает около 6 млн приверженцев. Среди них царит полное равенство, все мужчины единогласно носят имя Сингх (Лев), а женщины — Каур (Львица).
 
Каждый сикх всегда заканчивает свою ежедневную молитву словами: «Твоею Милостью да будет благословенен каждый в мире».
 
Такие добродетели, как Истина (Сат), удовлетворённость (сантокх), Любовь (Прем), Сострадание/Милость (дайя), Служение (сева), Благотворительность (дана), прощение (ксама), смирение (нимрата), терпение (дхирджх), непривязанность (вайрагья) и отречение (тэйга) – это фундаментальные составляющие сикхской религии и этики. По другую сторону находятся главные пороки, которые разрушают праведную жизнь человека. Это гнев (кродх), эгоизм (аханкара), жадность (лобх), похоть (кама), одержимость (моха).
 
Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявлени эгоизма.
 
Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.